ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В КУРСЕ «ИСТОРИЯ РОССИИ: 1945 – 2008 ГГ.

Печать
Категория: Для друзей коллег
Дата публикации

 

ИНТЕРАКТИВНЫЕФОРМЫУЧЕБНЫХЗАНЯТИЙ

 

ВКУРСЕ«ИСТОРИЯРОССИИ: 1945 2008 ГГ.»

 

 

 

    

 

     Планлекции:

 

1.     Видовоеразнообразиеформитиповучебныхзанятийпоисториивстаршейшколе; критериииханализаиоценки.

 

2.     Организационно-методическиеусловияподготовкиипроведенияинтерактивныхзанятийнаосновеУМК«ИсторияРоссии: 1945 2008 гг.».

 

 

 

 

 

Словарьтемы

 

Формы учебных занятий – формы организации обучения конкретному предмету в школьных условиях. В методике обучения истории  существуют противоположные мнения: 1) урок является основной формой или 2) одной из них, наряду с лекциями, семинарами, практическими занятиями, экскурсиями и т.д. Каждая форма учебного занятия также как урок может быть разделена на виды по дидактическим целям, структуре занятия, источникам и способам обучения школьников.

 

Интерактивные учебные занятия – учебные занятия, которые строятся на субъект-субъектных отношениях и межличностном взаимодействии всех  участников образовательного процесса в процессе работы над общей учебной темой (учитель – учащиеся).

 

Межличностное взаимодействие – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, личный контакт двух и более человек, влекущий взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

 

Понимание – «первичный и изначальный способ человеческого существования, универсальная характеристика, относящаяся ко всем формам жизнедеятельности человека» (И.Гадамер). В гуманитарном познании термин «понимать» стал означать некое интуитивное постижение изучаемых явлений, непосредственное проникновение в сущность культурно-исторических феноменов. В реальности гуманитарное исследование движется в виде последовательно усложняющихся и корректирующих предыдущие шаги актов интерпретации. В подобной последовательности понимание, достигнутое на ранней стадии, становится исходным базисом для последующих уровней понимания… Так, познание-понимание (отвечая на вопрос «что это?») предоставляет первоначальный материал, который подлежит на следующем этапе познанию-объяснению (отвечая на вопрос «почему?»), но полученное рациональным путем знание вновь может потребовать дальнейшей интерпретации-понимания и т.п. Таким образом, понимание и объяснение тесно переплетаются в ходе исследования.

 

Урок истории – одна из форм организации учебной работы в школе. В методике обучения истории существует несколько типологий уроков, в том числе по дидактической цели занятия: урок изучения нового материала, комбинированный урок, контрольный и повторительно-обобщающий (П.В.Гора). Внутри каждого типа урока может быть бесконечное разнообразие видов уроков, связанных с особенностями источников исторических знаний, способов познавательной деятельности учащихся, форм коммуникации между участниками образовательного процесса.

 

Лабораторное занятие – форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или документам.

 

Семинарское занятие – форма  учебного занятия, на которой учащиеся представляют результаты самостоятельной работы с источниками, участвуют в обсуждении проблематики занятия.

 

Практическое занятие – форма учебных занятий, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей творческой деятельности или осваивают более сложные познавательные приемы изучения исторического прошлого.

 

Дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса; форма учебного занятия по истории, которое проводится с целью выявить и обсудить различные точки зрения по  дискуссионным вопросам истории и существующие в исторической науке и обществе подходы к их решению. В  ходе открытого совместного  обсуждения участники дискуссии, если и не приходят к единой оценке и тем более к общему подходу в решении проблемы, то, по крайней мере, достигают определенного взаимопонимания и даже компромисса по некоторым общим и частным вопросам ее исследования. Путем взаимной критики точек зрения и предлагаемых методов решения проблемы участники дискуссии начинают лучше понимать причины многообразия исторических интерпретаций и трудности решения дискуссионных вопросов и в связи с этим могут точнее оценить гипотезы и методы, предлагаемые для их решения. Плодотворные дискуссии ориентируются не на противопоставление точек зрения, а на достижение согласия по самой постановке проблемы, ее оценке и возможности ее решения. Такое согласие необходимо для совместного исследования проблемы, обмена информацией и результатами научного поиска (М.В.Кларин).

 

Дебаты – обсуждение какого-либо вопроса, прения, обмен мнениями; форма учебного занятия и внеклассной работы по предметам гуманитарного цикла, основная цель которого научить школьников четко формулировать свои взгляды, приводить аргументы в защиту собственных высказываний и контраргументы, ослабляющие позиции оппонентов. Таким образом, дебаты являются закрытой формой обсуждения, не допускающей готовности и возможности их участников согласиться с аргументами другой стороны, изменить свои взгляды, занять компромиссную позицию. Дебаты – «явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд – и опровержений» (М.В.Кларин).

 

Диспут – публичный спор на научную или общественно важную тему, прения после доклада, лекции; форма учебного занятия и внеклассной работы по предметам гуманитарного цикла в старшей школе, имеющая целью выявить противоположные точки зрения на предмет диспута. В отличие от дискуссии – это «закрытая» форма обсуждения, так как ее педагогической задачей является формирование у участников диспута идеологически заданного отношения к фактам общественной жизни, разоблачение иных мнений, как правило, чуждых и  враждебных по отношению к доминирующим в диспуте взглядам и позициям. 

 

Коллоквиум – беседа преподавателя со студентами с целью выяснения их знаний; научное собрание с обсуждением докладов на определенную тему; форма учебного занятия в старшей школе, целью которого является систематизация, проверка и оценка результатов учебной работы старшеклассников в процессе собеседования по широкому кругу вопросов и творческой реконструкции фактов, раскрывающих содержание учебной темы.

 

1. Видовое разнообразие форм и типов учебных занятий по истории в старшей школе;
критерии их анализа и оценки

 

Всвоихработах  мынеразподнималивопросомногообразииформучебныхзанятийвшкольныхкурсахистории, приводилиаргументывпользуточкизрениянаурок как одну из основных формучебныхзанятий. Избежатьмонотонностииоднообразияворганизацииучебногопроцессаучителюпомогаеттипологическое и видовое многообразиеуроковистории, методическиобоснованноеиспользованиеопределенныхтиповивидовуроканаконкретныхэтапахпроблемно-тематическогоблока[1].

 

Кромеурокавшкольномобученииисториимогутиспользоватьсядругиеформыучебныхзанятий, различающиесяакцентамивихценностно-целевыхустановках, характеромисторическихисточников, способамипознавательной, практической, коммуникативнойирефлексивнойдеятельностивсехучастниковобразовательногопроцесса. Всловарелекциикраткопредставленыформыучебныхзанятий, тяготеющиекинтерактивномуформатуихпроведения: лабораторныеипрактическиезанятия, семинары, дискуссии, диспуты, дебатыиколлоквиумы.

 

Всвоюочередь, видовоемногообразиеэтихформобученияобусловленотворческимподходомучителяиучащихсякформатузанятий («круглыйстол», «пресс-конференция», «международнаястудия»идр.), способаморганизациирабочихгрупп (проблемные, геополитические, квазипрофессиональные: «историки», «журналисты»ит.п.), ролевомувзаимодействиюучастников, проектномупродукту («газеты», «сайты», «хроники», «репортажи»идр.), способампрезентации, защитыиэкспертизыэтихпроектовит.д.

 

Задание 1

 

Составьтепереченьформ, типовивидовучебныхзанятийпоисторииРоссии (1945 2008 гг.), которыепредложенывсоответствующейрубрикепрограммыи«прочитываются»врубрикахучебника«Думаем, обсуждаем», «Работаемсисточниками, выполняемзадания». Результатысвоегоисследованиявнеситевтаблицу 1.

 

Сравнитеиобсудитесодержимоесвоих«методическихшкатулок»сколлегами.

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

 

Таблица 1

 

Тема учебного занятия / познавательное задание

Форма учебного
занятия

Тип и вид учебного занятия

В программе:

«Тост Сталина «За русский народ!»

 

Лабораторное занятие

 

 

Лабораторное занятие по документам

В учебнике:

«Для чего было созвано Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе? Какие решения на нем были приняты? Какие из них впоследствии были нарушены и почему?»

 

Урок «Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе: 10 принципов, «которые потрясли Мир»

 

  Урок изучения нового материала.

   Интегрированный урок с курсами обществознания и новейшей истории зарубежных стран

 

 

 

Вопросокритерияхоценкикачествасовременногоурока / учебногозанятияпо  истории, неменееважен, чемвопрособихформах. Ведьнеобычныеисточники, приемыучебнойработыиспособыихматериализацииучительиспользуетнедлявнешнихэффектовиразвлечений. Необходимо, чтобыпедагогическиеинновацииотвечалиобщимцелямобразованияиособенностямсодержанияучебныхзанятий, темсамымсущностноповышаяихрезультаты. Вгуманистическойпарадигмеобразованияприоритетнымисчитаютсяличностныеновообразованияшкольников (социализацияисистемаценностныхотношенийличности, приобретенныйвшколеопытсоциально-коммуникативной, познавательнойипрактическойдеятельностиит.п.). Наихдостижениеориентированыгосударственныеобразовательныестандартывторогопоколения[2].

 

Втеорииипрактикеобученияисториинетоднозначногоподходаккомплексутребованийксовременномуурокуистории. Вкачествевариативногорешенияэтойпроблемыпредлагаемколлегампознакомитьсяссистемойпоказателей, использованныхнамиприподведенииитоговконкурса«Современныйурок», организованногожурналом«Преподаваниеисториииобществознаниявшколе» (2008 г.). Многиепонятияиметодологическиепринципыэтойсистемымыраскрыливматериалахпредыдущихлекций.


Критерииэкспертизыиоценкипоурочныхразработок

 

1)   Соответствие целевой установки урока аксиологическим императивам ФК ГОС по истории: гражданственность, патриотизм, множественная идентичность, уважение к гуманистическим и демократическим принципам общественной жизни, информационно-коммуникативные компетентности и умения работать с различными источниками исторической информации, историческое и критическое мышление, знания о событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и обусловленности, становление опыта жизни школьников в многокультурном мире.

 

2)   Ключевой вопрос, концентрирующий главную аксиологическую проблему учебной темы, подчиняющий себе все компоненты (этапы) школьного занятия и определяющий содержание и направленность обобщающей дискуссии, резюмирующих выводов, рефлексии. Ключевой вопрос – это своеобразная педагогическая поддержка учащихся в восприятии новой информации и превращении ее в личностное знание.

 

3)   Документально-методические комплексы, представляющие собой не простую совокупность источников, отобранных учителем, а своеобразные педагогические проекты, с помощью специальных вопросов и заданий направляющие самостоятельную познавательную деятельность учащихся в изучении новой темы.

 

4)   Многоуровневый анализ исторических источников, позволяющий школьникам в процессе работы с документами использовать приемы атрибуции, аксиологического и содержательного анализа, критики, интерпретации и праксиологической оценки, – т.е. на практике осваивать «ремесло историка», постигать основы истории как науки.

 

5)   Архитектоника учебного занятия – общий эстетический план его  построения, гармонирующий с ценностно-целевой установкой занятия и его содержанием.

 

6)   Открытый и диалоговый характер учебного занятия, стимулирующий развитие устойчивого познавательного интереса школьников к истории, к самостоятельным размышлениям над феноменами прошлого и настоящего.

 

7)   Профессиональное использование научно-методических терминов и понятий в сценарии учебного занятия и его самоанализе.

 

2. Организационно-методические условия подготовки и проведения интерактивных занятий на основе УМК «История России: 1945 – 2008 гг.»

 

Сначалаопределимсяспонятием«интерактивныеформыучебныхзанятий».   Нампредставляется, чтоэтонеменееважная,  качественнаяхарактеристикасовременногоурокаилилекции, семинара, практикумаит.д. Пассивным, активнымилиинтерактивным  будетлюбоеизэтихзанятийвсилузаложенныхвихсценарииобразовательныхикоммуникативных  стратегийобучения.

 

Еслиучительцеликомберетнасебяпредметно-информационнуюфункцию (рассказывает/объясняетновуютему), илипередаетэтурольаудиовизуальнымносителяминформации (учебныйфильм, «электроннаялекция»ит.д.),  скрупулезноивдеталяхруководитвсемиэтапамипознавательнойработышкольников, требуетиждетотнихчетких, однозначныхвыводовиоценок, заранееоговоренныхвконспектеурока, тоэтоболееилименееширокая«дорогасдвухстороннимдвижением»: учительученикучительилиучительклассучитель.  Дажееслиученикимногоработаютсучебником, анализируютдокументы, охотноотвечаютнавопросыучителя, - влучшемслучаемыприсутствуемназанятиисприемами, активизирующимиихпознавательнуюдеятельность, т.е. назанятииактивноготипа.

 

Интерактивноезанятиеэто, образноговоря, неузкаяколеяилиавтобан, аполесмножествомтропинок, постояннонапротяженииурокасоединяющихвсехучастниковобразовательногопроцессамножествомсвязейиотношений: учителяииндивидуальногоученика, группуучащихсяспедагогоми/илидругойгруппойодноклассников, учащегосясгруппойшкольниковит.п. Здесьорганизатором«вызова», авторомяркойидеииливопроса, способногоизменитьзаготовкуурока, отклонитьсяотзаранеесоставленногопланабеседыможетбытьиучитель, илюбойшкольник, иучебныйтекст, неожиданнопредстающийвновомсвете. Интерактивноезанятиенастроеноненачетковычерченныйвконспектеучителярезультатввиде«закрытого»выводаопричинах, признаках, значенииисторическогофакта, анасампроцесссовместногоивместестемличностногоприобщенияучащихсякпрошлому, наведениемостовмеждупрошлымибудущим, наобменмыслями, чувствами, отношениямивпроисходящемвкласседиалогекультурипоколений. Вотпочему, еслинапассивныхиактивныхзанятияхвучебнойработепедагогаишкольниковгосподствуетприемобъяснения, тонаинтерактивномзанятииобъяснениепонимание (см. словарьтемы 5).

 

Задание 2

 

Вконтекстеобщейхарактеристикиинтерактивногозанятияпроанализируйтекритерииэкспертизыиоценкикачествапоурочныхразработок. Выберитеидайтеобоснованиепоказателям, впервуюочередьотвечающимзаинтерактивныйхарактеручебногозанятияпоистории (таблица 2).


Таблица 2

 

Критерии экспертизы и оценки качества поурочных разработок

Показатели интерактивного занятия

1. Соответствие целевой установки урока аксиологическим императивам ФК ГОС по истории

 

2. Ключевой вопрос

 

3. Документально-методические комплексы

 

4. Многоуровневый анализ исторических источников

 

5. Архитектоника учебного занятия

 

6. Открытый и диалоговый характер учебного занятия

 

7. Профессиональное использование научно-методических терминов и понятий

 

 

 

 

Каковарольшкольногоучебникаисторииворганизацииинтерактивныхформучебныхзанятий? Нескольковинойплоскостимырассуждалиобэтомвкниге, посвященнойсовременномуучебникуистории: «Накакихоснованияхвозможнапринципиальнаяперестройкапознавательнойдеятельностиучащихсясучебнойкнигойпоистории? Теоретическиэтовозможноприотношениикучебникукаквариантуиндивидуальногоисторическогоповествованияивсвязисэтимкакк«педагогическомуинструментуобученияучителейишкольниковспособамработысразнымиисторическимиинтерпретациями» (ЙокевандерЛееув-Рурд)»[3].

 

Средиусловийпревращенияучебникавдейственныйинструментпознавательнойикоммуникативнойдеятельностимывыделили, вчастности, четкоеобоснованиеегоаксиологическойконцепции, многоперспективныйподходкизложениюивосприятиюисторическойинформации, многосубъектныйанализценностныхустановок,  которыенастраницахшкольногоучебниканесутгероиисторическихсюжетов, ихсторонникиипротивники, ихбиографыиисследователи, втомчислесамиавторыучебников. Безусловно, чтоинструментомдляинтерактивногообученияисторииучебникстанеттольковрукахпрофессиональнограмотногоучителя, владеющегосовременнойметодологией, методикойитехнологиямишкольногоисторическогообразования.

 

Сосвоейстороныавторыучебникаиобразовательнойпрограммы«ИсторияРоссии: 1945 2008 гг.»сделалимногое, чтобыпомочьучителювпроведенииинтерактивныхформучебныхзанятии:

 

·        это специальная рубрика «Темы и формы интерактивных занятий» для каждой учебной темы, включенной в содержание программы,

 

·        это широкий круг вопросов и заданий в методическом аппарате учебника, предлагающих собрать и обсудить разноплановую информацию по дискуссионным проблемам прошлого,

 

·         это и большой выбор источников, собранных в учебно-методическом комплексе по новейшей истории России.

 

Задание 3

 

ВПояснительнойзапискекпрограмме«ИсторияРоссии: 1945 2007 гг.»  вразделеоеезадачах (с. 4 5) найдитеавторскоеопределениецелей  иусловийпроведенияинтерактивныхзанятий. Обсудитеипринеобходимостивнеситесвоидополненияикорректировкивэтоопределение.

 

Задание 4

 

Налюбомпримереизрубрики«Темыиформыинтерактивныхзанятий» (программа, с.7 28), втаблице 3 покажите, какинтерактивнаяформазанятияможетусилитьвоспитательныйпотенциалучебнойтемыибудетспособствоватьорганизациимежличностноговзаимодействиявсехучастниковобразовательногопроцесса.

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

 

Таблица 3

 

Тема занятия

Форма занятия

Возможности

интерактивной формы
занятия

   «Общественно-политические и научно-исторические дискуссии о целесообразности участия СССР в гражданской войне в Афганистане в 1979 – 1989 гг.» (с.15)

Круглый стол

   В формате «круглого стола» его участники могут представить и обсудить разные точки зрения и оценки участия СССР в войне в Афганистане; самоопределиться в своем отношении к проблеме, задавая вопросы выступающим, критически оценивая их аргументы; выдвигая встречные доводы и т.п.

  Тема занятия сформулирована открыто ко всем возможным версиям и не нацелена на поиск «правильного мнения».

   Воспитательный потенциал учебной темы будет усилен непосредственным участием школьников в анализе и обосновании разных мнений, потребностью в определении собственной позиции, многообразием перспектив, в которых на круглом столе будет даваться оценка участию СССР в афганской войне.

 

Задание 5

 

Проанализируйтесодержаниепрограммыиучебника, предложитесвоитемыдляинтерактивныхформучебныхзанятийвкурсе«ИсторияРоссии: 1945 2008 гг.». Выбортемиформпроведенияучебныхзанятийсогласуйтесосвоимрасширеннымтематическимпланированием, сблочно-тематическимпринципомструктурированиясодержанияипроцессаобученияисториивстаршейшколенабазовомипрофильномуровнях (лекция 1).

 

Задание 6

 

Поставивпередсобойзадачуподготовитьсценарийинтерактивногоучебногозанятияпокурсу«ИсторияРоссии: 1945 2008 гг.», проанализируйте (напримереоднойтемы) ресурсыодноименногоУМК, которыемогутоказатьвамметодическуюиинформационнуюподдержку.

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

 

Таблица 4

 

Вводноезанятие

 

Ресурсы компонентов  УМК

 Комментарии для подготовки  интерактивного занятия

1. Ключевой вопрос (вопросы) учебной темы в программе.

   «Как оценить победу СССР в Великой Отечественной и Второй мировой войне в контексте отечественной и всемирной истории?» (с.7)

   Отталкиваясь от ключевого вопроса, вводное занятие можно провести как интегрированное по курсам новейшей  отечественной и всемирной истории, пригласив старшеклассников к анализу и обсуждению широких пластов политической, социально-культурной и международной ситуации в стране и мире в первые послевоенные годы и в более широкой временной перспективе, доходящей до наших дней.

2. Заголовок параграфа в учебнике или подтемы в программе

    «Великая Победа и послевоенный мир»

  Заголовок в учебнике точкой отсчета берет только 9 мая 1945 г. и тем самым ограничивает «временное пространство» вводного занятия. Это название содержит в себе определенное противостояние, усиленное характером ключевого  вопроса в учебнике: «Как отразилась наша Победа 1945 г. на других государствах и народах?» (с.7). У читателей возникают вопросы: «Можно ли нашей победой считать и победу во Второй мировой войне?», «Относится ли к ней эпитет Великая

   «Мир после Второй мировой войны (1945 – 1947 гг.)» (название в программе, с.7) - это попытка обсудить с учащимися альтернативные пути развития мира после победы над фашизмом,  понять причины, втянувшие человечество в «холодную войну».

3. Дидактические единицы программы.

    (1) Итоги Второй мировой войны и новая геополитическая ситуация на планете.

    (2) Мир в ожидании мира: создание ООН, Нюрнбергский и Токийский процессы над главными военными преступниками.

   (3) Возможности СССР и США в борьбе за статус великой державы в послевоенном мире.

   (4) Атомная бомба как козырь внешней политики государств-победителей в послевоенном мире

   Дидактические единицы содержания вводного занятия сформулированы проблемно (см. лекция 1):

   (1)  предложение на сопоставление однородных фактов;

 

   (2) сложное бессоюзное предложение на конкретизацию исторической ситуации, обозначенной в его первой части;

 

 

   (3)  тезис с указанием направленности сравнительного анализа однородных исторических фактов, и он не содержит указания на «нужный вывод»;

 

   (4) тезис с указанием направленности анализа конкретного исторического факта и вывода о его роли в послевоенной политике.

4. Формулировка цели урока в методическом пособии

 Разработка вводного урока отсутствует

  

5. Основной текст учебника

   Сплошной, без деления на пункты. Вместе с тем в тексте есть выделения жирным шрифтом отдельных слов, предложений и фрагментов текста (с.7 -13).

  Во введении особым шрифтом и форматом выделены  три дополнительных  текста

   В таком виде читателю трудно быстро определиться со структурой и логикой изложения учебного текста, вычленить «дискуссионные темы», включиться в диалог с авторами.

  Смысловой план и кластер, составленные школьниками по материалам вводного текста учебника, помогут вычленить узловые аспекты темы и обсудить их. 

6. Документы в учебнике, методическом пособии или на диске

   «Из фултонской речи У.Черчилля»

  «Из интервью И.В.Сталина газете «Правда» о речи Черчилля в Фултоне»

   Документы даны в извлечениях, тем не менее, они позволяют проанализировать их в режиме многоуровневого и сравнительного анализа источников (лекция 4), представить и обсудить разные точки зрения учащихся по поводу искренности авторов документов, обоснованности их оценок и выводов, последствий данных политических заявлений.

7. Иллюстрации в учебнике, методическом пособии или на диске

    Советский плакат 1947 г. «Не балуй!» 

   Фотография лидеров США, СССР и Великобритании во время Потсдамской конференции.

   Представлены два виды иллюстраций: плакат и фотография.

   Для создания на занятии проблемной ситуации можно предложить школьникам сопоставить советский плакат с аналогичным по идее плакатом США времен «холодной войны».

  Можно обсудить время создания фотографии (до или после подписания всех Потсдамских соглашений), взаимоотношения лидеров «большой тройки» и другие вопросы, связанные с интерпретацией изображения.

8. Карты в комплекте карт или в учебнике

Карта 1. «СССР после Второй мировой войны»

   Отталкиваясь от задания 1 (в методическом аппарате комплекса), можно предложить старшеклассникам составить геополитическую характеристику СССР, Европы и Мира (добавив карту мира) и обсудить выгоды и потери СССР и других стран, мирового сообщества в целом от «перекройки карты мира и Европы» в 1945 г.

 

Задание 7

 

Сформулируйтевопросы, которыемогутвозникнуть (илиужевозникли) увасприподготовкесценарияинтерактивногозанятиявообщеипокурсу«ИсторияРоссии: 1945 2008 гг.», вчастности.

 

Какиеаспектыпрофессиональнойподготовкиучителяониотражают?

 

Накакиевопросывыможетеполучитьответыусвоихколлегпошколе? Илиответитьсами, посетивипроанализировав«открытое»интерактивноезанятие? Илипрочитавсоответствующуюлитературу? Илиспомощьюдистанционныхкурсовповышенияквалификации?..

 

Вжурнале«Преподаваниеисториившколе» (2008 4) былиопубликованысценарийиматериалыдлялабораторногозанятиясдокументаминатему«ТостИ.В.Сталина«Зарусскийнарод!» 24 мая 1945 г.» (авторО.Ю.Стрелова). Разработкавыполненавформатеинтерактивногозанятияисоотноситсяспроблематикойисодержаниемпервойтемыкурса«ИсторияРоссии: 1945 2008 гг.». Внашейпрограммерекомендованатемаинтерактивногозанятия«ТостСталина«Зарусскийнарод!»стратегияновойнациональнойполитикиСССР?». Есливас, уважаемыеколлеги, заинтересуетэтотопыт, предлагаемпроанализироватьданныйсценарийвконтекстетребованийкинтерактивномузанятию (лекция 5, таблица 2).

 

 

 



[1] Подробнее: Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова. Теория и методика преподавания истории. – М., 2003. – Гл. 5.

[2] Стандарт общего образования: концепция государственных стандартов общего образования. – С.15

[3] О.Ю.Стрелова, Е.Е.Вяземский. Учебник истории: старт в новый век. – М., 2006. – с.41

 

Copyright 2012 ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В КУРСЕ «ИСТОРИЯ РОССИИ: 1945 – 2008 ГГ..
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free